В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования. В дискуссии приняли участие ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций.

Председатель ГД Вячеслав Володин обратил внимание ректоров и представителей вузовского сообщества на важность критерия качества, а не количества в системе образования, предложил проводить курсы повышения квалификации специалистов только на базе ведущих вузов страны и отдавать приоритет практическим очным занятиям, а не онлайн-обучению. «Когда речь пойдет о принятии решений по итогам слушаний, будем инициировать изменения в законодательство», — добавил Вячеслав Володин.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что для успешного развития системы образования необходимо уделить внимание всем его ступеням — от школы до вуза. По его словам, в отечественном высшем образовании есть хорошие традиции в обучении математиков, физиков, инженеров и такую модель обучения можно распространить на все сферы.

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил рассмотреть несколько траекторий развития высшего образования в России. Первая —  специалитет на пять–шесть лет с получением одной или двух квалификаций . Этот вариант он считает приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей. Вторая —  бакалавр + магистр по интегрированным специальностям: это целесообразно для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Третья — оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема: она удобна преимущественно для иностранных граждан.

Председатель регионального Совета ректоров, ректор Ульяновского государственного университета Борис Костишко 2 марта принял участие в расширенном заседании Совета Российского Союза ректоров, на котором было принято обращение к вузовскому и студенческому сообществу страны. Главной темой заседания стала работа образовательных организаций в текущей ситуации. На заседании выступили президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий и министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Ректоры поддержали решение президента Владимира Путина, который 24 февраля объявил о начале специальной военной операции на Украине.  

Глубокоуважаемые коллеги!
 
На наших глазах происходят события, которые волнуют каждого гражданина России. Это решение России – завершить наконец восьмилетнее противостояние Украины и Донбасса. Мы, ректорский корпус Российской Федерации, многие десятилетия развивали и укрепляли российско-украинские научно-образовательные связи, бережно относились друг к другу. Наши совместные исследования внесли огромный вклад в мировую науку, поэтому многолетняя трагедия в Донбассе особой болью и горечью отзывается в наших сердцах.

Очень важно в эти дни поддержать нашу страну, нашу армию, которая отстаивает нашу безопасность, поддержать нашего Президента, который принял, может быть, самое сложное в своей жизни, выстраданное, но необходимое решение.
Важно не забывать и об основном нашем долге – вести непрерывный учебный процесс, воспитывать в молодежи патриотизм, стремление помогать Родине.

Университеты всегда были опорой государству. Наша приоритетная цель – служение России и развитие её интеллектуального потенциала. Сейчас как никогда мы должны продемонстрировать уверенность и стойкость в условиях экономических и информационных атак, действенно сплотиться вокруг нашего Президента, своим примером укрепляя в молодёжи оптимистический дух и веру в силу разума, вселяя надежду на скорое наступление мира.

Вместе мы – великая сила!